Штрафов для компаний и ИП стало больше

Все помнят, чем несколько лет назад обернулось реформирование (сокращение) чиновничьего аппарата. Правильно, увеличением. Поэтому результаты реформы контрольно-надзорной деятельности, подразумевающие ослабление «проверочного давления» на бизнес, можно было предсказать заранее: число проверок сократилось, зато штрафовать предпринимателей стали чаще.

Итоги реформы подвели на всероссийском совещании уполномоченных по защите бизнеса, которое проходит сейчас в Москве.

Согласно официальной статистике, с 2010 г. число плановых проверок бизнеса снизилось в 4 раза (с 1,35 млн до 302 000 в 2018 г.), внеплановых — в 2 раза (с 1,1 млн до 676 000), сообщил советник уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Леонид Анучин. При этом за различные провинности в прошлом году оштрафовали 984 000 юридических лиц (каждое четвертое из числа действующих и каждое второе из числа отчитавшихся о ненулевом балансе) на 179 млрд руб. Это в 2 раза больше, чем в 2015 г., когда к ответственности было привлечено около 400 000 организаций.

Дороже всего обходятся предпринимателям штрафы за неоплату вреда в системе «Платон» (ст. 12.21.3 КоАПа) — наложено 997 492 штрафа на 7,8 млрд руб., за превышение массы или габаритов транспортного средства (ст. 12.21.1 КоАПа) — 73 280 штрафов на 4,0 млрд руб., нарушение требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАПа) — 45 739 штрафов на 1,37 млрд руб. и нарушение порядка и сроков представления сведений в Пенсионный фонд (ст. 15.33.2 КоАПа) — 364 657 штрафов на 147 млн руб.

При этом большинство ведомств не раскрывают информацию о числе рейдов, административных расследований и других механизмов, позволяющих привлекать предпринимателей к ответственности без проведения проверок.

Также выяснилось, что риск-ориентированный подход в том виде, в котором он внедрялся, не привел к снижению числа плановых проверок. Оно достигнуто в основном за счет «надзорных каникул». Но стоило Роспотребнадзору внедрить риск-ориентированный подход, на который «надзорные каникулы» не распространяются, как он снова переключился со школ и детских садов на кафе и рестораны, а в каких-то регионах проверяющие уже пошли закрывать ларьки с шаурмой, рассказал Анучин.

Для снижения административного давления у контролеров в 2016 г. появилась возможность выносить в качестве первого наказания по итогам проверки предупреждения вместо штрафа. Однако системно применяет такой механизм только МЧС. А вот у МВД, например, этот показатель составляет от 0 до 9%.

Точка