Банкам разрешили не конкретизировать причины отказа в обслуживании

Банк России разъяснил обязанность кредитных организаций информировать своих клиентов о причинах отказа в открытии вкладов или проведении операций.

Как сообщает «Коммерсантъ», регулятор опубликовал письмо с разъяснениями в адрес территориальных учреждений. Из него следует, что клиенты, на основании статьи 4 «антиотмывочного» закона № 115-ФЗ, вправе узнавать причину, по которой им было отказано в обслуживании. Информирование должно осуществляться в порядке, установленном в конкретной кредитной организации. Объем этих сведений должен быть достаточен для того, чтобы клиент мог ими воспользоваться при реализации механизма реабилитации.

Формы для информирования или списка данных, которые банк должен раскрыть, ЦБ не предоставил. Фактически банкам позволили подходить к вопросу формально: отвечать общими формулировками о нарушении требований закона № 115-ФЗ или сомнительности операций, полагают эксперты.

Поправки, которые должны защитить добросовестных клиентов от необоснованных блокировок, а также конкретизировать порядок и основания принятия таких решений, разрабатываются Минфином во исполнение поручения президента от 11 апреля. Сейчас в черном списке ЦБ уже более полумиллиона граждан и организаций, которые фактически отлучены от банковских услуг в России. Отказники могут обжаловать действия банка, но для этого им нужно знать причины отказа.

По данным ЦБ, с 17 апреля по 13 сентября межведомственной комиссией было принято к рассмотрению 24 жалобы, из которых по семи вынесены решения в пользу клиентов. Еще семь жалоб сейчас находятся на рассмотрении.

Точка