«сбежать» из черного списка стало проще?

Попасть в «черный список» компаний, отлученных от банковского обслуживания проще простого – достаточно малейшего подозрения в нарушении антиотмывочного законодательства. А вот выйти из него весьма проблематично. Для того, чтобы компании, которой отказано в обслуживании в одном банке, не отказали и в другом, предприниматели от безысходности прибегают к различным уловкам. Например, перерегистрируются со сменой названия и юрадреса и т.д. Судьи глядят на это «сквозь пальцы» и перекрывать «лазейки» не торопятся, о чем свидетельствует постановление АС Челябинской области своим постановлением от 15.01.2018 по делу № № А76-27456/201.

Итак, челябинский ИП обратился в суд с иском к местному банку, который летом прошлого года отказал ему в открытии счета. Причиной отказа стало то, что бизнесмен также являлся учредителем и исполнительным органом двух юрлиц, которым ранее тот же банк отказал в обслуживании. По мнению банкиров, данные обстоятельства могут свидетельствовать о том, что деятельность истца связана с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

Однако суд назвал эти основания недостаточными для того, чтобы не сотрудничать с клиентом. В решении подчеркивается – банк не предоставил никаких доказательств того, что им была выявлена негативная информация, позволяющая сделать выводы о преступном характере деятельности истца. Отказ признан неправомерным.

Несмотря на то, что решение не вступило в законную силу (банк намерен подавать апелляцию), ход мыслей судей первой инстанции не может не радовать.

Таким образом, смены юрлица может оказаться достаточно для обхода ограничений на обслуживание, даже если банк видит связь между компанией-отказником и новой фирмой. Между тем такая связь не всегда очевидна: данные о бенефициарах и руководстве в антиотмывочном списке не фиксируются. Этот список формируется на основании информации, которую сами банки сообщают в Росфинмониторинг, после чего рассылается всем участникам рынка. Финразведка готова перекрыть лазейку, включив в формы с сообщением о причинах отказа, передаваемые банками, сведения о бенефициарах. А эксперты отмечают, что, не имея законных оснований отказать клиенту, банки используют заградительные тарифы.

Точка