для компаний введут испытательный срок
Для компаний, подозреваемых банками в попытках нарушить антиотмывочное законодательство, хотят ввести испытательный срок, за который банк может изучить клиента, если все-таки примет его на обслуживание, и подтвердить либо опровергнуть риски. Такую меру воздействия, предложенную самим банковским сообществом, рассматривают ЦБ и Росфинмониторинг.
Напомним, с июня 2017 года ЦБ рассылает банкам список из граждан и организаций, которым было отказано в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении антиотмывочного закона (115-ФЗ). Он формируется на основании информации, которую сами банки сообщают в Росфинмониторинг. Список носит рекомендательный характер, однако кредитные организации предпочитают не работать с чужими «отказниками».
Сейчас в перечне находятся свыше 200 000 компаний, 120 000 индивидуальных предпринимателей и 200 000 физлиц. По данным ассоциации региональных банков «Россия», количество клиентов, случайно попавших в список, не превышает 5%. Однако тех, в отношении кого подозрения не подтвердились, – 30% и более. Механизм реабилитации, разработанный ЦБ и Росфинмониторингом, банкиры считают недостаточным, поскольку он охватывает только добросовестное меньшинство.
«Россия» предлагает ввести испытательный срок для нарушителей, например, три месяца, за которые банк может изучить клиента, если все-таки примет его на обслуживание, и подтвердить либо опровергнуть риски. После этого кредитная организация будет вправе обратиться в финразведку с предложением оставить клиента в списке или исключить оттуда. Еще одна идея – срок давности, по истечении которого исключение происходит автоматически. Трех лет было бы достаточно, полагает ассоциация.
Большинство банков, опрошенных «Россией», считают «черный список» полезным инструментом, но недостаточно информативным: им бы хотелось узнавать не только о факте, но и о причинах отказа, а также наименование кредитной организации, забраковавшей клиента. В этом случае банк сможет запросить у нее подробности отказа и принять более взвешенное решение, подчеркивает «Россия».
Впрочем, опрошенные«Коммерсантом» юристы видят и риски такого подхода: через ответы на запросы конкретный банк получит возможность транслировать свое мнение рынку.
Мы в социальных сетях