Сделки с криптовалютой обложили НДФЛ

Сразу два письма Минфина России, вышедшие за короткий промежуток времени (от 13.10.2017 №03-04-06/66994 и от 02.10.2017 № 03-11-1163996), посвящены криптовалютам. Чиновники признают, что не могут конкретизировать природу виртуальных денег, но объект налогообложения в операциях с ними все-таки раскрывают.

«Правовое определение» криптовалют в России отсутствует, их «сущность в законодательстве» не определена, сообщает финансовое ведомство. Неясно, чем считать виртуальные деньги – платежным средством (категорически против такого подхода выступает Банк России), имуществом или ценной бумагой. Однако доходы от сделок с криптовалютами облагаются налогом на доходы физлиц.

При определении облагаемого дохода в рамках таких операций специальных правил нет, поэтому действуют общие правила уплаты налогов с продажи имущества, поясняет Минфин. Доходом признается «экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить». Считать таковым валовый доход от сделки или же разницу между куплей и продажей, ведомство не уточняет. Рассчитывать и выплачивать налог гражданам предлагается самостоятельно.

Опрошенные «Коммерсантом» эксперты указывают на то, что администрировать налог на доходы с криптовалют чрезвычайно сложно: нужно как минимум доказать причастность человека к сделке и зафиксировать курс на момент ее совершения. Удержать НДФЛ получится, разве что если оплата по сделке поступит на счет в российском банке. По мнению юристов, разъяснения рассчитаны исключительно на добровольцев, которые захотели легализовать вложенные в криптовалюту средства, обменяв ее на рубли. Они приводят в пример ситуацию двухлетней давности, когда Минфин приравнял сделки по продаже обычной валюты к сделкам по купле-продаже имущества: ни одного дела о привлечении к ответственности за неуплату НДФЛ так и не было возбуждено.

Директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов уточняет, что письма подготовлены в ответ на поступивший в финансовое ведомство вопрос и не обязательны для исполнения, пишут «Ведомости». А источник в правительстве утверждает, что задачи отслеживать налогоплательщиков, которые получают доходы на операциях с криптовалютами, пока не ставилось. Но ситуация может измениться, когда будет введено регулирование, предупреждает он: тем более что налоговые органы скоро начнут автоматически получать информацию из других юрисдикций, а срок давности по налоговым нарушениям составляет три года.

Ранее министр финансов Антон Силуанов сообщал, что рамочный законопроект о регулировании процессов эмиссии и обращения криптовалют в России появится к концу 2017 года. Потом сроки несколько сдвинулись.

Точка