Следование письменным разъяснениям спасет от штрафа
В своих письмах чиновники различных ведомств постоянно напоминают, что их послания не являются нормативными актами и не содержат правовых норм или общих правил. Мол, поступайте, как мы сказали, а наказать ли вас за это, или помиловать – время покажет. Остается надеяться, что постановление АС Северо-Западного округа от 11.09.2017 № А21-808/2017 заставит проверяющих относится к своим разъяснениям более ответственно, а к неукоснительно их выполняющим предпринимателям – менее строго.
Как известно, «упрощенцы» (компании и ИП), могут платить страховые взносы по пониженным тарифам. Для этого они должны осуществлять один из «льготных» видов деятельности (в частности, образование, здравоохранение и проч.) и получать по этому виду деятельности не менее 70 % от общего объема доходов (п. 6 ст. 427 НК РФ). В калининградском УФСС решили, что местная компания (муниципальное автономное учреждение), осуществляющая деятельность в сфере образования, применяла пониженный тариф страховых взносов необоснованно. На этом основании организации были доначислены взносы в размере 775 000 рублей, а также начислены пени и штраф в размере более 250 000 рублей.
Представители организации исходили из того, что при определении доли доходов от основного вида экономической деятельности в сумму доходов не должны включаться субсидии и иные целевые поступления. Причем прочитали они об этом ни где-нибудь, а в письме ФСС России от 24.05.2012 № 15-02-01/08-2866л (оно было разослано в образовательные учреждения). При таких подсчетах в данном случае доля доходов от образовательной деятельности, дающей право на льготный тариф взносов, составила более 70%. В связи с этим страхователь счел, что может применять льготный тариф по уплате взносов.
Проверяющие заявили, что субсидии включаются в общую сумму доходов, но не учитываются при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности, поскольку они не являются доходом от оказания услуг. Таким образом, доход от образовательной деятельности в общей доле дохода (с учетом суммы субсидии) составил менее 70%. Следовательно, оснований для применения пониженного тарифа взносов не было.
Организация обратилась в суд.То обстоятельство, что при определении доли доходов организация руководствовалась именно разъяснениями ФСС России, показалось судьям достойным самого пристального внимания. В письме разъяснено, что сумма доходов по основному виду деятельности определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ. Согласно этой норме, субсидии, получаемые муниципальным автономным учреждением образования, не включаются в сумму доходов. Аналогичная позиция изложена в письме ПФР по Калининградской области от 26.04.2012 № П-517-30/2399.
В итоге суды трех инстанций поддержали организацию. Как указали судьи, недоимка по страховым взносам образовалась у учреждения в результате выполнения им письменных разъяснений уполномоченных органов. Данное обстоятельство исключает начисление пеней и привлечение к ответственности за неуплату страховых взносов.
В общем, брать свои слова назад и поступать вопреки сказанному ими самими нашим чиновникам не впервой, но все же не стоит пытаться вырубить топором написанное на бумаге.
Мы в социальных сетях