НДФЛ по месту жительства работников: почему ФНС против

В случае перехода на уплату налога по месту регистрации физлиц (а не по месту постановки на учет налоговых агентов, как это происходит сейчас), работодателям придется оформлять не одну платежку на перечисление налога, удержанного в целом по всем работникам организации, а отдельные платежки на каждого работника. При этом потребуется указывать ОКТМО муниципального образования, в котором проживает данный налогоплательщик. Это значительно увеличит нагрузку на налоговых агентов по оформлению платежных поручений и заполнению форм отчетности.

Компании и ИП должны будут проверять актуальность адреса жительства своих работников. Ведь если работник не сообщит вовремя о смене своего места жительства, то налог будет уплачен не по назначению. Соответственно, потребуется предусмотреть на законодательном уровне введение санкций в отношении работников за несвоевременное информирование налоговых агентов об изменении места жительства.

Кроме того, вопрос перечисления НДФЛ налоговыми агентами по месту жительства физических лиц актуален в основном для городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и прилегающих к ним областей (Московская и Ленинградская области), поскольку большое количество жителей областных городов едет на работу в Москву (Санкт-Петербург) и фактически НДФЛ уплачивается в другой субъект РФ.

Наконец, сегодня перечисление НДФЛ по месту нахождения налогового агента стимулирует региональные и местные власти к созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и, соответственно, созданию новых рабочих мест. Изменение действующего порядка негативно скажется на объемах поступлений НДФЛ в региональные и местные бюджеты субъектов РФ, проводящих указанную работу.

Сопоставив все эти конкретные минусы с весьма эфемерными плюсами, приводимыми сторонниками подобных рокировок (проблема обсуждается уже более 10 лет), чиновники ФНС России в письме от 28.08.2017 № ММВ-19-1/222 делают вывод о том, что пересматривать порядок уплаты НДФЛ «преждевременно».

Точка