Разработан проект перечня признаков подозрительных сделок

На общественное обсуждение вынесен проект перечня критериев и признаков, указывающих на необычный характер сделки, разработанный Росфинмониторингом.

Напомним, что в рамках  «антиотмывочного законоа» были утверждены  требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667).

В пункте 19(1) было рекомендовано всем организациям разработать собственные правила внутреннего контроля.

Проект перечня должны  будут использовать в работе на основании правил внутреннего контроля:

 - лизинговые компании;

- организации федеральной почтовой связи;

- организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгметаллов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгметаллы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

- организации, оказывающие посреднические услуги по сделкам купли-продажи недвижимости;

- операторы по приему платежей;

- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право; самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами - физлицами;

- ИП, занимающиеся скупкой, куплей-продажей драгметаллов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

- ИП, оказывающие посреднические услуги в сделках купли-продажи недвижимости.

Проект содержит в себе критерии и признаки необычных сделок.  Все  критерии  разделены на группы. Группы 11-22 носят общий характер и используются организациями, а также индивидуальными предпринимателями в полном объеме. Признаки групп 34, 35, 36, 38, 39, 41, 42, 43 и 46 используются организациями и индивидуальными предпринимателями с учетом специфики осуществляемой деятельности.

К общим критериям необычных сделок, например,  отнесены:

- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

- пренебрежение клиентом (представителем клиента) более выгодными условиями получения услуг (суммой комиссионного вознаграждения и т.д.), а также предложение клиентом (представителем клиента) необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг;

- отсутствие информации о клиенте - юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в официальных справочных изданиях либо невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам;

- совершение операции (сделки) в случае, когда клиент или представитель клиента, выгодоприобретатель, учредитель юридического лица является руководителем или учредителем некоммерческой организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, ее отделения, филиала или представительства, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации

Принятие проекта, возможно, повлечет усиление  надзора со стороны ФНС и МВД. Компаниям  стоит уделить этому вопросу усиленное внимание.

Ю.А.Солодилова, редактор - эксперт журнала «Практическая бухгалтерия».

Точка