Банки стали блокировать счета компаний «по умолчанию»

Долгожданный запуск двухуровневого механизма исключения банковских клиентов-отказников из черного списка привел к новым проблемам. Чтобы не сталкиваться с долгим процессом реабилитации клиентов, которые попали в черный список недобросовестных пользователей Росфинмониторинга и Банка России, кредитные организации почти перестали составлять официальные черные списки. Пользователям теперь отказывают, не передавая данные об этом в Росфинмониторинг. Однако самому клиенту его статус никто не сообщает.

Об этом со ссылкой на собственные источники на рынке пишет «Коммерсантъ». Подобные действия банкиров собеседники издания объяснили тем, что после запуска системы реабилитации, отказники начали активно обращаться в банки с запросами на исключение из перечня. Для этого, согласно разработанной ЦБ программе, на первом этапе банк самостоятельно должен принять решение об устранении оснований, по которым ранее клиенту было отказано в проведении операций, и удалении таких сведений из единой базы.

Второй уровень реабилитации, в свою очередь, касается случаев, когда банк отказывается пересмотреть свое прежнее решение по клиенту-отказнику в связи с его заявлением. Клиент в такой ситуации сможет обратиться в Банк России, и тогда его заявление будет рассматривать совместная комиссия регулятора и Росфинмониторинга. Полноценно закрепившие этот механизм изменения заработали во второй половине апреля.

Чтобы как можно реже сталкиваться с долгой процедурой реабилитации, кредитные организации, как указали источники «Коммерсанта», стали отказывать клиентам, не оформляя официально их включение в черный список через Росфинмониторинг. Подобные «недоотказы», по информации собеседников издания, нигде не фиксируются: большинство клиентов-физлиц не настаивают на документальном закреплении отказа им в проведении операций, а банки имеют полное право не сообщать пользователям о том, что он, по мнению банкиров, сделал неправильно.

Таким образом, как подчеркивают источники газеты, в крупных банках с большой розницей доля полноценных отказов с сообщением в Росфинмониторинг на данный момент не превышает 0,01% от общего количества отказов, и реабилитация не работает.

«Гражданину, которому отказали сразу несколько банков, если он захочет добиться исключения из черного списка, теперь придется проходить реабилитацию в каждом из них», - пояснил сопредседатель комитета по вопросам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма Ассоциации российских банков Алексей Тимошкин.

Установить сейчас, является ли отказ банка пользователю следствием внесения его в черный список по 115-ФЗ, либо же кредитная организация руководствовалась «некими собственными соображениями и внутренними регламентами или усмотрела наличие признаков сомнительности операций, не информируя при этом Росфинмониторинг, невозможно», считает и партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. «Можно, конечно, обратиться в банк за разъяснениями, но далеко не всегда это приносит результат», - отмечает он.

Разрешить сложившуюся ситуацию, как указывают источники газеты, могли бы ЦБ и Росфинмониторинг (в их ведении находится официальный черный список). Однако, комментируя эту информацию, в обеих организациях рассказали, что законодательством такой порядок взаимодействия не предусмотрен.

Источник газеты в Росфинмониторинге также заметил, что, по его мнению, добросовестный банк, не нарушая Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», обязан предоставлять в ведомство всю информацию об отказах.

Списки сомнительных клиентов, которым ранее было отказано в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении этого закона, Банк России рассылает кредитным организациям с июля прошлого года.

Точка