Должную осмотрительность никто не отменял

Понятие должной осмотрительности, которую теперь нельзя использовать как единственное обоснование налогового нарушения, из практики налоговых проверок не исключается. Но оценивать риски при выборе контрагента нужно по-новому. Письмо ФНС России от 28 декабря 2017 года № ЕД-4-2/26807.

Вы знаете, что к проверкам, назначенным после 19 августа 2017 года, и в отношении решений, принятых после этой даты, применяется статья 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» НК РФ. Ею внесены положения, позволяющие определять деловую цель сделки и доказывать обоснованность налоговой выгоды.

В то же время с этого дня нельзя использовать при проверках понятие должной осмотрительности, сформулированное в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» и в судебной практике, сложившейся до 19 августа 2017 года.

Раньше налоговые инспекторы пользовались тем, что, к примеру, документы подписали неуполномоченные лица, и снимали расходы. В статье 54.1 НК РФ теперь сказано, что неверная подпись — это не основание снять расходы, и даже если инспекторы обнаружат, что в документах вообще нет подписей, только по одному этому основанию расходы не снимут.

В статье 54.1 НК РФ есть четкие критерии, когда инспекторы не вправе отказывать в расходах: если фирмы заключали реальные сделки, контрагент выполнил обязательство, а стороны не преследовали цель — обмануть государство и минимизировать налоги.

Если же инспекторы заподозрили, что основная цель сделки — избежать уплаты налога, а обязательство никто не исполнял, то они должны это доказать на проверке. То есть со стороны налоговиков контроль усилится – им придется собирать больше доказательств.

Но все это не означает, что при выборе контрагента можно не проявлять должную осмотрительность. Правда, теперь ее наделили новым смыслом.

На официальном сайте ФНС России в сети Интернет (www.nalog.ru) размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Кроме того, в соответствии со статьей 102 НК РФ предусмотрены условия снятия режима налоговой тайны в отношении сведений:

  • о среднесписочной численности работников;
  • об уплаченных организацией суммах налогов и сборов;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, при публикации которых эти сведения становятся открытыми (или общедоступными) и не являются налоговой тайной, только в случае если они размещены на сайте ФНС России.

Первое размещение на официальном сайте ФНС России вышеуказанных сведений в форме открытых данных будет 1 июня 2018 года. Это предоставит налогоплательщикам дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента.

Точка