Исковую давность при разделе имущества «растянули»

Закон дает бывшим супругам три года на то, чтобы поделить совместно нажитое имущество. Но когда начинать отсчет этого срока – со дня развода или с того момента, когда права другого супруга оказались нарушены? В одном из последних дел, рассмотренных гражданской коллегией Верховного суда, нижестоящие суды не смогли определиться, как правильно считать исковую давность в таких спорах. А вот из определения Верховного суда РФ от 26.12.2017 № 18-КГ17-217 следует, что в некоторых случаях забрать свое можно спустя много лет.

Итак, брак длился 12 лет. За это время супруги успели построить дом. При разводе делить имущество не стали, в доме остался жить экс-муж – экс-супруга против этого не возражала, хотя от своего права собственности на дом не отказывалась. Спустя год после развода «бывший» сочетался браком с новой женой, которая родила ему двоих детей. Шесть лет спустя бывший супруг умер, а наследники начали делить имущество, в том числе и дом. Он должен был достаться его жене, матери и двум сыновьям, но бывшая супруга решила отстоять свои права на имущество, которое изначально делить не стали. Она решила добиться, чтобы суд признал ее право собственности на половину дома. Ответчики же, новая семья ее бывшего супруга, настаивали, что срок исковой давности уже пропущен, и спустя 7 лет после развода поздно говорить о разделе имущества.

Кущевский районный суд Краснодарского края иск удовлетворил, а апелляция, напротив, согласилась с ответчиком. На раздел общего имущества супругов отводится три года (п. 7 ст. 38 СК), и это время надо исчислять с момента официального расторжения брака, указал краевой суд, а значит, срок исковой давности пропущен.

Женщина обратилась в Верховный суд, который встал на ее сторону. Коллегия по гражданским спорам напомнила п. 19 постановления Пленума ВС № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака». Согласно постановлению, срок исковой давности по подобным спорам составляет три года, однако не со времени прекращения брака, а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что его права нарушены (п. 1 ст. 200 ГК). Дом был построен в период брака, был совместной собственностью, спора же относительно дома не было. Значит не было и нарушения прав со стороны ответчика, отметил ВС РФ. При этом от прав собственности женщина не отказывалась. Следовательно, срок исковой давности по делу не истек, а выводы апелляции о его пропуске неверны. ВС отправил дело на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.

Точка