Доказать налоговую добросовестность фирмам станет сложнее?
Поправки в Налоговый кодекс РФ, призванные конкретизировать отличие уклонения от уплаты налогов от законной оптимизации, приняты в третьем, окончательном чтении.
Авторы документа, внесенного в Госдуму три года назад обещали просто перенести в НК РФ основные положения постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 о необоснованной налоговой выгоде. В итоге все получилось несколько сжато и не очень понятно. По крайне мере обещанной конкретики в многократно изменявшемся тексте поправок, там нет. Выпала из текста и «презумпция добросовестности налогоплательщика».
Принятая версия законопроекта дополняет НК РФ новой статьей 54.1: «Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика».
При этом в пункте 2 статьи говорится, что при отсутствии названных обстоятельств, налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога при соблюдении одновременно следующих условий:
основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата или зачет (возврат) суммы налога;
обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, или лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.
Также устанавливается, что в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы или суммы подлежащего уплате налога неправомерным не может рассматриваться:
подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах;
наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок.
Один из авторов - глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров ранее объяснял, что нормы должны ориентировать как налогоплательщиков, так и ФНС, причем их реализация создаст «абсолютно новые отношения» между сторонами.
Юристы такого оптимизма не разделяют. Им, к примеру, не слишком ясен понятийный аппарат: «искажение фактов хозяйственной жизни» , «права при исчислении налоговой базы». Помимо этого, документ легализует возможность налоговых органов игнорировать формальную сторону сделки, пересматривать ее суть и тем самым вторгаться в хозяйственную деятельность, что грозит властным произволом и способно перечеркнуть любые налоговые преференции бизнесу, считают они.
Мы в социальных сетях