Новый вид уголовного наказания пугает бизнес

Центр общественных процедур (ЦОП) «Бизнес против коррупции» направил председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву послание, в котором изложил опасения в связи с возможным дополнением Уголовного кодекса РФ новой категорией правонарушения – уголовным проступком.

У нововведения, несомненно, есть свои плюсы, отмечают авторы письма. К примеру, оно позволит разгрузить правоохранительные органы, судебную и пенитенциарную системы, а миллионы россиян, которые привлекаются к ответственности за преступления небольшой тяжести, смогут избежать судимости.

Однако появление нового вида наказания может спровоцировать усиление давления на бизнес со стороны правоохранителей, переживают в ЦОП.

Кроме того, по мнению центра, это может стать маскировкой для планомерного внедрения в российскую правовую систему института уголовной ответственности юрлиц. И если параллельно с введением в УК РФуголовного проступка не будут декриминализованы соответствующие уголовные составы, то процедура привлечения к ответственности лишь упростится, что активизирует работу правоохранителей по этому направлению.

Идею дополнить УК РФ новым видом ответственности - уголовным проступком поддерживает и омбудсмен Татьяна Москалькова.

Предполагается, что это будет самостоятельный вид правонарушения – не подразумевающий лишения свободы и наличия судимости, с короткими сроками давности. Смысл нововведения как раз в том, чтобы вывести из УК РФ ряд действующих составов, поясняет глава ВС РФ.

Но многие юристы настроены скептически: если переводить в разряд уголовного проступка уголовные составы, то встает вопрос сохранения существующих гарантий – в уголовном процессе они намного выше и отказ от такой защиты может привести к активизации уголовного преследования. Если втянуть туда административные составы, то повышается общий уровень уголовных репрессий, что было бы не очень правильно с политической точки зрения, рассуждает эксперт.

Предприниматели помнят, чем закончились предшествующие попытки либерализации: санкции за «предпринимательское» мошенничество заметно ужесточили, а возбуждать дела стали чаще, резюмируют «Ведомости».

Точка