Возврат товара по рекламации

Если покупатель передает купленный товар продавцу для устранения дефекта по рекламации, счет-фактуру выставлять не нужно. Письмо Минфина России от 14 июля 2015 г. № 03-07-09/40364.

В рассматриваемом письме финансисты напоминают, что покупатель может по какой-либо причине возвратить товары продавцу (либо заказчик отказаться от результатов выполненных исполнителем работ, оказанных услуг). В этом случае варианты оформления документооборота зависят от того, произошел ли при покупке товаров переход права собственности на них к покупателю, или нет.

1. Если покупатель возвращает продавцу товар, который не был принят на учет, то в этом случае переход права собственности не происходит. Соответственно, реализации нет, и счет-фактуру на возврат покупатель может не выставлять.2. Если покупатель успевает принять на учет возвращаемый товар, ему приходится отражать возврат как обычную реализацию. При этом он выставляет бывшему продавцу счет-фактуру, зарегистрировав ее в книге продаж.

В свою очередь реализацией товаров является передача права собственности на эти товары на возмездной или безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ). Поскольку реализация товаров (работ, услуг) на территории России облагается НДС, продавец должен выставить покупателю счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Как правило, при получении дефектного товара покупатель предъявляет продавцу рекламационный акт и возвращает товар для устранения дефектов. В этом случае право собственности на товар к продавцу не переходит.Раз так, то данную операцию нельзя считать реализацией товаров. Следовательно, при возврате рекламационного товара покупатель может не выставлять продавцу счет-фактуру.

А. Соколова, эксперт электронного издания «Бератор», специальный корреспондент Бухгалтерия.ру www.berator.ru

Точка