Выбирать контрагента нужно осмотрительно

Для того, чтобы заключить сделку с наименьшим риском для бизнеса, ФНС России рекомендует налогоплательщику выбирать контрагентов осмотрительно.

На этапе выбора поставщика желательно проверить юридический статус контрагента, его деловую репутацию. Если контрагент является юридическим лицом, то необходимо убедиться в его правоспособности, а также в полномочиях руководителей данного юридического лица.

Но по мнению чиновников, наличие выписки из ЕГРЮЛ поставщика подтверждает только факт его государственной регистрации и не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности.

Поэтому наряду с вышеперечисленными признаками чиновники советуют налогоплательщику воспользоваться таким документом, как критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденные приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

В соответствии с 12-м критерием при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с некоторыми контрагентами, плательщику нужно исследовать следующие признаки:

  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru);
  • контрагент зарегистрирован по адресу "массовой" регистрации;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных, торговых площадей и т.д.

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска. Налоговая инспекция квалифицирует такого контрагента как проблемного, а совершенные с ним сделки, как сомнительные (письмо ФНС России от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124).

О. Федун, редактор-эксперт журнала "Нормативные акты для бухгалтера", специальный корреспондент Бухгалтерия.ру

Точка