В Госдуму поступил правительственный законопроект № 673716-6 об очередных изменениях в Налоговый кодекс

Новые поправки в Налоговый кодекс позволят не учитывать в доходах плательщиков ЕСХН и «упрощенного» налога суммы НДС, выделенные в выставленных ими счетах-фактурах. Проект Федерального закона № 673716-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ».

По ныне действующим правилам, если неплательщики НДС (например, «спецрежимники», уплачивающие ЕСХН или «упрощенный» налог) случайно или намеренно выставили покупателю счет-фактуру с выделенным НДС, вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, уплачивается в бюджет (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).При этом выделенные суммы НДС включаются в доходы продавца и облагаются единым сельхозналогом или налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН. Иначе говоря, на НДС, начисленный с реализации, придется начислить еще и единый налог. Об этом неоднократно предупреждали финансисты и налоговики (письма Минфина РФ от 21 сентября 2012 г. № 03-11-11/280, от 14 апреля 2008 г. № 03-11-02/46, УФНС РФ по г. Москве от 2 ноября 2010 г. № 16-15/115179@).

На первый взгляд может показаться, что фирмам и предпринимателям, определяющим единый налог с доходов за минусом расходов, это ничем не грозит. Ведь если уплаченный НДС включить в расходы, то двойного налогообложения не произойдет. Однако так поступать не разрешают чиновники (письма Минфина РФ от 21 сентября 2012 г. № 03-11-11/280, УФНС РФ по г. Москве от 2 ноября 2010 г. № 16-15/115179@, от 3 февраля 2009 г. № 16-15/008584). Они настаивают, что включать в расходы можно только те налоги, от которых «спецрежимник» не освобожден.

Законодатели решили пойти навстречу налогоплательщикам. Разработанные ими изменения в Налоговый кодекс предусматривают внесение дополнений в порядок определения доходов лицами, применяющими ЕСХН и УСН.Согласно предлагаемым поправкам плательщики «упрощенного» налога и единого сельхозналога при определении объекта налогообложения будут учитывать доходы, определяемые в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса.Напомним, что в настоящее время организации и предприниматели, применяющие УСН или ЕСХН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые согласно статье 249 Налогового кодекса и внереализационные доходы, определяемые по правилам статьи 250 Кодекса. Причем никаких оговорок в отношении налогов, не учитываемых в этих суммах, законодательство не содержит.

А вот в силу нормы статьи 248 Налогового кодекса при определении доходов налогоплательщика из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав).Поэтому внесение упомянутых изменений позволит не учитывать в доходах плательщиков единого «упрощенного» налога и ЕСХН сумм НДС, полученных в связи с выставлением счетов-фактур с выделенной в них суммой налога, и соответственно, избежать двойного налогообложения.Кроме того, законопроектом вносятся поправки, согласно которым перечисленные в указанном случае суммы НДС не будут включаться в расходы при исчислении ЕСХН и налога, уплачиваемого при УСН.

Отметим также, что законодатели предлагают снять ограничение на применение УСН для организаций, имеющих представительства, и оставить запрет на применение спецрежима только для филиалов. А это, наверняка, выгодно скажется на развитии малого и среднего бизнеса и позволит большему количеству компаний перейти на «упрощенку».

А. Соколова, эксперт электронного издания «Бератор», специальный корреспондент Бухгалтерия.ру www.berator.ru

Точка