Наказание за экономические преступления могут ужесточить

В Конституционный суд поступил запрос от судьи Салехардского горсуда Данила Яковлева, в котором он просит проверить на соответствие Основному закону статью Уголовного кодекса «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности». Автор обращения указывает на противоречия данной статьи статье 19 («все равны перед законом») и статье 52 Конституции (права потерпевших), считая несправедливым «давать привилегии предпринимателям, которые могут рассчитывать на меньшие сроки заключения».

«Для разумного и беспристрастного наблюдателя не ясно, по каким причинам индивидуальные предприниматели и сотрудники коммерческих организаций выделены в «привилегированное сословие» в рамках уголовно-правовых отношений. Совершаемые предпринимателями хищения представляют не меньшую, а порою гораздо большую общественную опасность, чем «общеуголовные» мошенничества. Это является дискриминацией», — отмечается в запросе в КС.

Напомним, что в декабре 2012 года с подачи бизнес-омбудсмена Бориса Титова 159 ст. УК («Мошенничество») разделили на шесть составов, одним из которых стало мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4 УК). Максимальное наказание за «преднамеренное неисполнение договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности» в два раза ниже, чем просто за мошенничество, — пять лет лишения свободы.

Бизнес-сообщество находится в недоумении. Статья, о которой идет речь, не противоречит Конституции и способствует более четкому отграничению преступлений от гражданско-правовых отношений, уверен президент РСПП Александр Шохин: «Неопределенность норм уголовного права создавала благоприятные условия для коррупции, позволяла недобросовестным предпринимателям использовать ресурсы правоохранительной системы для давления на конкурентов. В то же время конкретизация составов мошенничества по сферам снижает количество ошибок и злоупотреблений».

Точка