Закон об упрощении редомициляции подписан В.Путиным

Федеральный закон от 16.02.2022 № 10-ФЗ устраняет ряд административных барьеров в сделках, направленных на восстановление ранее утраченного контроля бенефициара над иностранной компанией. Речь идет о случаях редомициляции в качестве международной компании на территории специальных административных районов в РФ.

Закон, в частности, исключает необходимость предварительного согласования ФАС таких сделок, при условии, что представлены сведения о бенефициарном владельце, а указанные сделки осуществляются в течение десяти лет и касаются той же доли компании.

В частности, такие сделки не нужно выносить на правительственную комиссию по контролю за иностранными инвестициями в России.

Обратите внимание

Редомицилирование (вар. - редомициляция) – по сути одна из форм реорганизации юридического лица, при которой меняется юрисдикция (страна регистрации) и юридический адрес компании. Другими словами, редомициляция - процедура смены юрисдикции юридическим лицом, при которой оно сохраняет свой юридический, статус, организационно правовую форму, корпоративную структуру, свои обязательства, активы, банковские счета и др. Процедура редомицилирования компании заключается в смене страны регистрации с сохранением всех существующих бизнес отношений. При этом национальное законодательство государств, где компания зарегистрирована, а также ее устав и учредительный договор должны допускать перевод компании в другую страну.

Поскольку закон исключает такие сделки из сферы применения закона о защите конкуренции, контроль за ними будет проходить по нормам закона № 57-ФЗ (об инвестициях в общества, имеющие стратегическое значение).

За несоблюдение обязательных требований будут применяться санкции ст. 15 ФЗ № 57-ФЗ и ст. 19.8 КоАП.

Документ должен помочь россиянам, которые отказались от доли в иностранных компаниях, чтобы избежать антироссийских санкций после присоединения Крыма, вернуть ее без дополнительных проверок.

Все эти нормы касаются бенефициаров, которые утратили контроль над компанией после марта 2014 года. Как отмечают эксперты, опрошенные «ПРАВО.ru», речь идет о российских предпринимателях, которые после событий 2014 года для избежания санкций реально или формально отказались от контроля над иностранными предприятиями.

Кроме того, законопроект упрощает заключение сделок для резидентов специальных административных районов и снимает некоторые административные барьеры.

При этом, по мнению юристов, снова оказываются нерешенными вопросы налогового контроля над резидентами специальных административных районов. Неясно, будут ли инспекторы в случае выездной налоговой проверки учитывать специфику работы компании и то, что к регистрации в районе ее могла фактически вынудить угроза санкций.

Точка