Современные технологии подбора персонала - Бухгалтерия.ru

Еще несколько лет назад эйчары основной упор делали на тех, кто находится в активном поиске работы. В ежедневную работу HR-менеджеров прочно вошли: прямой поиск, переманивание специалистов из других компаний, привлечение молодых перспективных специалистов (прелиминаринг). В тренде был классический рекрутинг для отбора линейных сотрудников разных профессий и отраслей. Все перечисленные традиционные методы подбора кадров по-прежнему остаются на вооружении кадровиков. Но иногда от получения резюме до приема на работу проходит несколько месяцев, что не всегда устраивает работодателя. Для оптимизации процесса найма лучше пользоваться современными методами, которые позволяют отсеять непригодных кандидатов и отобрать подходящих для решения задач компании.

Подбор временного персонала, как инструмент кадровой политики

Правовое основание применения труда временных работников — гл. 53.1 ТК РФ.

Временный сотрудник — лицо, которое нанимают по срочному трудовому договору на конкретный период или для выполнения конкретного задания.

За счет временного персонала работодатель получает возможность:

●   укомплектовать штат на время проведения разового мероприятия;

●   быстро найти классного специалиста для краткосрочного или среднесрочного проекта;

●   уменьшить объем кадрового делопроизводства;

●   снизить затраты на содержание персонала;

●   оптимизировать налогообложение;

●   уйти от рисков, связанных с трудовыми спорами.

Скрининг

Быстрая, простая технология подбора нужных сотрудников. Алгоритм процесса:

●   мониторинг рынка;

●   поиск и первичный отбор кандидатов;

●   собеседование по телефону;

●   передача работодателю комплекта резюме кандидатов, прошедших предварительный отбор.

Потенциального работника оценивают только по профессиональным качествам. Его личностью и трудовыми мотивами не интересуются.

Технология работает при массовом наборе штата, для подбора представителей рабочих специальностей, младшего офисного персонала, продавцов, специалистов без опыта работы.

Такие услуги обычно выполняют специализированные HR-службы со штатом ресечеров, которые совершают до сотни звонков в день. Современный процесс автоматизирован, например, первичный обзвон кандидатов делает робот.

Аутсорсинг, лизинг, аутстаффинг

Такие технологии подбора связаны с использованием заемного труда. Заемный труд — выполнение работником временной работы по договору. Договор заключают аккредитованные кадровые частные агентства и:

●   физические лица, не являющиеся ИП, которые нанимают персонал для обслуживания или помощи по хозяйству;

●   ИП или юрлица — для временного исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы; для массового подбора сотрудников при расширении производства (на срок до 9 месяцев) и в других случаях, разрешенных ТК и ГК РФ.

Этими методами современного подбора заемных кадров пользуются крупные компании, средний и малый бизнес, начинающие предприниматели.

Аутсорсинг

Термин сформировался из английских слов «out» (внешний) и «source» (источник, канал, ресурс).

Когда предприятию необходимо выполнить работу, не относящуюся к сфере его деятельности, а нанимать для этих целей штатных сотрудников невыгодно. Специалистов привлекают извне и заключают с ними договор аутсорсинга.

Технологию применяют для подбора:

●   МОП (младшего обслуживающего персонала);

●   строителей;

●   бухгалтеров;

●   юристов;

●   охранников, курьеров;

●   складского и логистического персонала.

При таком способе найма работодатель не выстраивает работу с кадрами, не применяет мотивацию и стимулирование. Он может сократить расходы на персонал, а свободные финансовые ресурсы направить, например, на модернизацию производства.

При аутсорсинге руководитель почти не имеет рычагов влияния на сотрудника, единственный инструмент — договор. В условиях важно прописать ответственность наемного персонала за несоблюдение коммерческой тайны и разглашение конфиденциальной информации. Недобросовестные заемные работники могут продать секреты фирмы конкурентам.

В связи с несовершенством законодательства есть сложности внедрения аутсорсинга на государственных предприятиях.

Аутстаффинг

Outstaffing (англ.) переводится, как «персонал извне» или «вывод персонала». Суть аутстаффинга — сотрудников одного предприятия направляют на другое предприятие для выполнения работ. При этом временных работников не нужно оформлять, увольнять, выплачивать пособия и страховку, поскольку они числятся в «родной» компании.

Подбором и предоставлением кадров занимается компания-аутстаффер, которая заключает трудовые договоры, платит налоги, обеспечивает соцпакет, выдает зарплату и решает другие вопросы исполнения трудового законодательства.

Например, на предприятии есть основной штат — администрация и управленцы, а все остальные работники — временные. Работодатель сможет работать по упрощенной системе налогообложения. Ему не нужно содержать кадровую службу, а при необходимости он быстро найдет нужных специалистов.

Чаще всего аутстаффинговыми технологиями пользуются в сфере:

●   клининга и обслуживания;

●   гостиничного и ресторанного бизнеса;

●   строительства;

●   логистики и складирования;

●   сельского хозяйства.

Лизинг

В современных трудовых отношениях понятия лизинга, аутстаффинга и аутсорсинга часто считают тождественными и взаимозаменяемыми. По сути, лизинг — частный случай аутстаффинга, когда сотрудничают 3 стороны — организация, которой требуется персонал, посредник-кадровое агентство, наемный работник. Посредник "сдает в аренду" свой персонал или ищет специалистов на стороне, заключая с ними трудовые договоры.

Такую технологию подбора кадров применяют, в основном для компаний с ярко выраженной цикличностью или сезонным характером деятельности, например в развлекательных центрах, предприятия пищевой промышленности, на сельхозработы.

Отличия лизинга от аутстаффинга и аутсорсинга:

  1. Аутстаффинг — эффективный инструмент оптимизации расходов. Схема — выводим своих специалистов за штат, оформляем их в другой организации в качестве основного персонала и нанимаем снова, но уже по договору аутстаффинга. Они продолжают трудиться на старом месте, но числятся в другой фирме, которая платит им зарплату, перечисляет налоги, оплачивает больничные, занимается обучением и повышением квалификации. То есть, мы ничего не теряем в плане производства, но сокращаем расходы на содержание работников.
  2. Аутсорсинг — это услуги. Например, производителю продукции нужна реклама, но содержать и оплачивать рекламный отдел целый год невыгодно. Для разовой рекламной кампании лучше заказать услугу у сторонней организации, в которой есть соответствующие специалисты.

Temporary staffing — предоставление временного персонала

Это — метод привлечения в компанию внештатных работников на срок от 1 дня до 2-3 месяцев. Персонал оформлен в компании-провайдере, а работает у заказчика. На временные работы приглашают людей для выставок, рекламных и промо-акций. Временное трудоустройство актуально для работы вахтовым методом. Так привлекают IT-специалистов для разового проекта, нанимают кризис-менеджеров и технических директоров.

По сути, временные сотрудники — это узаконенный фриланс. Такую современную форму организации труда предпочитают специалисты, которые не хотят работать в офисе с 9 до 6, но не отказываются от заработка на разных проектах. В то же время они всегда обеспечены работой, официальной зарплатой и соцпакетом, поскольку числятся в штате агентства.

Любого сотрудника, который работает временно, руководитель предприятия-заказчика может оформить на постоянное место работы, как после испытательного срока.

Смартстаффинг — удаленное управление трудовыми ресурсами

Смартстаффинг — от Smart - «умный» + Staff - «штат» (англ.). Метод отбора основан на облачных технологиях — нужных сотрудников подбирают через интернет-биржи.

Работодатель выставляет на бирже рабочее время своего специалиста и предлагает его задействовать другим компаниям в проектах. При этом за человеком сохраняется прежнее место, в новой компании он получает дополнительный доход, расширяет опыт и усовершенствует навыки, а работодатель получает плату за временное использование своих кадров.

Технология актуальна :

●   в передовых IT-сферах;

●   конструкторских бюро;

●   рекламных и PR-агентствах;

●   рекрутинговых компаниях и других узкоспециализированных проектно-ориентированных организациях.

Современные методы отбора специалистов

Технологии отбора сотрудников:

  1. Собеседование — самый распространенный метод, применяют при наборе любых работников. Современный формат — по Skype или Zoom. Удобно, например, для компаний, которые набирают сотрудников в других городах и назначение встречи в офисе невозможно из-за его территориальной удаленности. Цель предварительной отборочной беседы — выявление соответствия умений, навыков и квалификации претендента требованиям работодателя. Продолжительность — до получаса.
  2. Тестирование, дополненное экспертной оценкой. Например, тест-Ассессмент (продукт компании HT Lab) — оценка персонала, определяющая потенциальный и наблюдаемый уровни развития компетенций, умений и навыков топ-менеджеров, сотрудников компании и кандидатов на должности. Состоит из 3 взаимодополняющих методов — комплексного психологического тестирования, интервью по компетенциям и наблюдения, выявляющего достижения человека на текущий момент. Результаты, обработанные компьютерной программой, дают возможность объективно оценить респондента.
  3. Компания HT-Lab подключает услугу прокторинга, которая позволяет контролировать ход тестирования — решить проблемы подмены личности, утечки внутренних материалов и списывания. Система собирает данные с камеры, микрофона, экрана компьютера, анализирует процесс тестирования, подтверждает личность и фиксирует любые нарушения.
  4. Решение бизнес-кейсов — модель поведения в заданной ситуации. Время на принятие решений обычно лимитировано. От опрашиваемого ожидают конкретных решений по предложенной проблеме и объяснений, почему он выбрал именно этот путь. Эксперт должен убедиться, что претендент готов к работе.
  5. Логические и ассоциативные задачи — оценка поведения кандидата, его реакции на вопросы, способности к логическому мышлению.

Выбор методики подбора кадров зависит от позиции и должности, срочности вакансии, ситуации на рынке труда. Найм временных работников актуален для стабильно работающих компаний и организаций, переживающих кризис. При массовом наборе персонала кадровики часто сталкиваются с недостаточным количеством соискателей, что существенно тормозит процесс закрытия вакансий. В этом случае в помощь — скрининг. Если работодатель хочет привлечь квалифицированных сотрудников и при этом не платить им зарплату, премиальные и прочие выплаты, нужно пользоваться арендой (аутсорсингом, аутстаффингом, лизингом). При поиске специалистов с необходимым набором компетенций на кратковременные работы и разовые прибыльные проекты пользуйтесь Temporary staffing или смартстаффинном.

Точка