Дежурство на телефоне в нерабочее время: правомерно?

Работник трудится в сфере жилищно-коммунального хозяйства. У него стандартная пятидневка. Руководство организации периодически издаёт приказ о дежурстве на телефоне в нерабочее время, например, в новогодние и майские праздники. Такие дежурства оплачиваются только тогда, когда возникает необходимость выйти на работу. 

Во время «телефонного» дежурства работник обязан находиться дома, периодически связываться с аварийно-диспетчерской службой, а также быть в курсе всего происходящего на территории организации. Трудовым договором этот вопрос не урегулирован.

Имеет ли право работник отказаться от таких дежурств? Обязан ли работодатель компенсировать работу в эти дни отгулами или повышенной оплатой? 

Роструд считает, что дежурить на дому могут только медицинские работники. За дежурство в выходной нужно платить в двойном размере. Допускается и компенсация в виде дополнительного дня отдыха. При этом не имеет значения, были ли фактические вызовы. 

Для того чтобы привлечь работника к труду в выходные или праздники, нужно получить его письменное согласие. Кроме того, важен и сам характер работ – это должны быть работы, от срочного выполнения которых в будущем зависит нормальная работа организации. Таким образом, нельзя «нагружать» работника его обычными обязанностями, вызывая его на работу в выходной.

Привлекать работника к работе в праздники и выходные без их согласия можно только если речь идет о чрезвычайной ситуации, например, о предотвращении катастрофы, производственной аварии, а также для выполнения работ, необходимость которых обусловлена чрезвычайным или военным положением.

Во всех других ситуациях работодателю необходимо письменное согласие работника. Кроме того, нужно учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.

 

Точка