В результате реформы банкротства ФНС не получит приоритет взыскания долгов
В Госдуму внесен законопроект, направленный на реформирование процедуры банкротства организаций. В Минэкономразвития выделили наиболее значимые новшества будущего закона.
Прежде всего, предоставление ФНС преимуществ как кредитору в деле о банкротстве. Преимущества, которое было у налоговой службы в первоначальной редакции законопроекта, не осталось. Теперь не только ФНС, но и все кредиторы могут иметь право голоса. То же касается и «арестантского» залога – здесь тоже убрали приоритет ФНС. Теперь его смогут иметь и другие кредиторы организации.
По недоимкам единственный приоритет налоговой, сохранившийся в редакции законопроекта, остался при доказательстве сговора кредитора с должником. Если ФНС сможет доказать в суде, что банк заложил имущество для того, чтобы уйти из-под нормы залога в пользу государства по налоговым недоимкам, то в этом случае служба станет залоговым кредитором в приоритетном перед банком порядке.
Поменялась и ориентация банкротства. Как указали в Минэкономразвития, действующие реабилитационные процедуры не воспринимаются бизнесом, как способ решения проблем. Эти процедуры применяются крайне редко, а должники, упускают шанс спасения бизнеса, выводя активы на добанкротной стадии. Так, например, в 2019 году в России всего в 1,8% случаев вводились действующие реабилитационные процедуры, в то время как в США этот показатель составил 30%.
Поэтому, основная задача при подготовке реформы банкротства, которую ставило перед собой Минэкономразвития – сделать банкротство, прежде всего механизмом реабилитации, реструктуризации долгов. Чтобы бизнес понимал, что, если он входит в процедуру банкротства, у него есть шанс перезапустится.
Законопроектом предусмотрены разные варианты в реструктуризации управления. Это может быть, как совместное управление должника и кредитора, так и антикризисный менеджер. При этом, если организация подаст заявления и о реструктуризации, и о ликвидации – в приоритете реструктуризация. Суд сразу примет решение ввести реструктуризацию, если есть заявление о реструктуризации.
Чтобы все нововведения «заработали» потребуется принять около 40 подзаконных актов. Кроме того, отложенные сроки вступления в силу реформы нужны для адаптации рынка к новому регулированию, «перенастройки» института банкротства. Поэтому, реально реформа закончится через 3 года. Об этом сообщили на сайте Минэкономразвития.
Мы в социальных сетях