Роспотребнадзор высказался об особенностях click-wrap-соглашений
Договор, заключенный дистанционно, может принимать форму click-wrap-соглашения.
Он заключается путем щелчка мышью по клавише «я согласен», если это сопровождается текстом такого договора и описанием ценовых и иных условий сделки.
Роспотребнадзор при рассмотрении споров о добросовестности используемых продавцами и исполнителями приемов и техник заключения click-wrap-соглашений придерживается следующей позиции.
Само по себе наличие подписи под указанными условиями или т. н. «галочки» под отдельными элементами соглашения (о приобретении дополнительных услуг) не свидетельствует о том, что данная подпись была получена в порядке свободного волеизъявления и о наличии у потребителя возможности отказаться от данного условия.
К обстоятельствам, которые очевидно свидетельствуют о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным, относятся, в частности, следующие условия:
- потребитель получил полную и достоверную информацию о товаре (услуге).
То есть к элементам волеизъявления потребителя (в т. ч. отметки о согласии под отдельными условиями («галочки»)) прилагается текст с описанием ключевых потребительских свойств приобретаемой услуги.
При этом потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемой услуги или товара и условиях их приобретения;
- в веб-форме или программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные отметки («галочки»), которые сами по себе порождают возникновение юридически значимых последствий.
В гражданском праве молчание не является формой согласия, поэтому, если продавец или исполнитель рассчитывает на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им дополнительных услуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав – это может рассматриваться как недобросовестное поведение и ненадлежащая практика, что недопустимо по смыслу статьи 10 Гражданского кодекса.
Если потребители столкнулись с ситуацией ущемления своих прав, в том числе имущественных, им необходимо обращаться к виновному лицу с претензией (в данном случае - к исполнителю услуг).
Сделать это надо, если потребители понесли незапланированные расходы, были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций, в том числе дополнительных товаров и услуг,
В случае, если вопрос при этом не разрешен надо обращаться в территориальные органы Роспотребнадзора.
К обращению следует приложить необходимые документированные доказательства, а также претензионную переписку.
Роспотребнадзор обращает особое внимание на тот факт, что навязывание дополнительных услуг статьей 16 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещено.
Компания, которая виновна в нарушении права потребителя на свободный выбор услуг, должна возместить ему все убытки, включая цену навязанной услуги.
Указанные недобросовестные действия могут быть основанием для проведения административного расследования.
В случае, если последуют массовые жалобы потребителей возможно предъявление группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту группы пострадавших потребителей.
Информацию об особенностях click-wrap-соглашений разместил Роспотребнадзор на своем сайте.
Мы в социальных сетях