Не всякое исключение из ЕГРЮЛ приравнивается к ликвидации
По мнению Минфина, не всякое исключение кредитора из ЕГРЮЛ позволяет считать долг безнадежным.
Кредиторскую задолженность, списанную из-за истечения срока исковой давности или по другим основаниям, Налоговый кодекс обязывает учесть во внереализационных доходах (п. 18 ст. 250 НК РФ). Что понимается под термином «другие основания», кодекс по своему обыкновению не раскрывает. Как и не содержит развернутого перечня оснований для списания кредиторки.
В отличие от Налогового, Гражданский кодекс конкретизирует, что включить суммы долга во внереализационные доходы должник обязан, если кредитор ликвидирован. Сделать это придется в том периоде, когда запись о ликвидации внесена в ЕГРЮЛ (ст. 419 ГК РФ). Так же следует поступить, если организация-кредитор признается недействующей. К примеру, когда в течение 12 месяцев она не сдавала отчетность, и у нее не было операций хотя бы по одному счету.
Другие случаи исключения организации из ЕГРЮЛ есть в Законе о госрегистрации юрлиц (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). В частности:
- у фирмы нет денег на ликвидацию и расходы нельзя перенести на учредителей, поэтому ликвидировать ее невозможно;
- в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверных сведениях и с момента ее внесения прошло более шести месяцев.
Как сообщил в письме от 7 февраля 2020 года № 03-03-06/2/7955 Минфин, если кредитор исключен из ЕГРЮЛ по одному из этих двух оснований, задолженность перед ним списать нельзя. И отражать ее в доходах должник не обязан.
Правда, ему все-таки придется это сделать впоследствии, когда истечет срок исковой давности его кредиторки.
Мы в социальных сетях