Банкиры просят ФНС уведомлять их об умерших россиянах
Сейчас банки узнают о смерти клиентов в течение полугода при обращении наследников, нотариусов или в процессе работы с проблемной задолженностью. До момента уведомления банка счета умершего клиента активны, что влечет риски мошенничества.
По предварительным данным, ежегодно со счетов клиентов российских банков до вступления в наследство выводится 20 млрд рублей. Примерно 2 млрд рублей в год переплачивает ПФР по пенсионному обеспечению на счета умерших клиентов. Чтобы урегулировать задолженность по кредиту за счет страхования жизни наследник вынужден повторно обращаться в ЗАГС и медицинские учреждения.
В связи со всем вышеперечисленным на рабочей встрече Ассоциации банков России (АБР) с представителями ФНС, ЦБ и Минфина обсуждалась возможность включения кредитных организаций в перечень получателей информации о смерти граждан из реестра ЗАГС.
«Банки предлагают налоговой службе уведомлять кредитную организацию о том, что владелец такого-то счета умер. Банк, получая уведомление, обрабатывает данные по клиенту и делает официальный запрос в ЗАГС, откуда получает юридическую значимую информацию и прекращает движение денежных средств по счету», – отметил президент АБР Георгий Лунтовский.
Банки считают, что для введения такой инициативы есть все основания. В рамках существующего информационного взаимодействия между налоговой службой и кредитными организациями ФНС имеет возможность адресно уведомлять банки, в которых умерший гражданин был клиентом. ФНС обладает реестром открытых счетов во всех банках и одновременно является оператором единого госреестра ЗАГС.
«Мы считаем, что эта инициатива улучшит отношения кредитных организаций с клиентами, тем более, что для ее реализации есть вся необходимая инфраструктура. Нам предстоит поработать над изменениями в законы об актах гражданского состояния, о банках и банковской деятельности, а также в Налоговый кодекс», – заключил Лунтовский.
Мы в социальных сетях