Бизнес готов бойкотировать новую систему платежей

Крупный ритейл может отказаться от участия в проекте Центробанка - системе быстрых платежей (СБП), которая, в частности, позволит расплачиваться в магазинах с помощью QR-кодов. Бизнес не устраивают названные ЦБ тарифы в 0,2-0,7% от суммы оплаченных через СБП покупок и услуг. Об этом говорится в письме ассоциаций компаний розничной (АКОРТ) и интернет-торговли (АКИТ) председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной, которое цитируют "Ведомости".

Ожидается, что СБП должна усилить конкуренцию на платежном рынке и сделать прием безналичных дешевле. Сейчас за прием карт (эквайринг) торговые точки, по данным АКОРТ, платят банкам 1-3% от суммы операций. Торговцы жаловались на дороговизну вице-премьеру Дмитрию Козаку и президенту Владимиру Путину. Но от регулирования тарифов по примеру США и Европы, о котором просили торговцы, ЦБ решил отказаться.

Взамен он предложил более дешевую СБП, которая сейчас позволяет переводить деньги по номеру телефона. Вторым этапом СБП должна стать возможность оплачивать товары и услуги. Расплатиться с помощью СБП можно будет, отсканировав QR-код торговой точки - бумажную наклейку с номером счета торговца - через мобильное приложение банка, и банк покупателя переведет нужную сумму на счет магазина. Самые известные в мире сервисы приема безналичных по QR-кодам - китайские WeChat Pay и Alipay.

В мае куратор СБП, первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова рассказала, что регулятор обсуждает тариф для торговых точек в СБП на уровне 0,4%. Она заявила, что такой тариф является "абсолютным счастьем по сравнению с тем, сколько они платят сейчас". Однако представители банков утверждают, что часть заработанных на картах денег банки тратят на инфраструктуру и развитие безналичных расчетов, тогда как ритейлеры оставят себе сэкономленное на эквайринге.

В июле Скоробогатова рассказала, что участники рынка предложили установить тариф за прием платежей по QR-кодам от 0,2 до 0,7% в зависимости от типа товаров и услуг. При этом в начале проекта ЦБ называл тариф в 0,3-0,4%, и ритейл был главным союзником ЦБ в продвижении расчетов через СБП.

Однако теперь торговцы считают, что банкиры "дискредитировали цели и задачи СБП" своими заявлениями о необходимости повышения тарифов до 1-1,5%. По их словам, в таком коридоре банки будут предлагать максимальный тариф, а тариф в 0,7% "неинтересен" продовольственным сетям, у крупнейших из которых тариф уже существенно ниже. Впрочем, в продовольственных сетях это заявление не прокомментировали. Кроме того, представители компаний отмечают, что ритейл будет нести расходы на развертывание СБП. По словам представителей АКОРТ, ставка должна составлять не более 0,3-0,4%, в противном случае систему просто не станут использовать.

Представители ЦБ, в свою очередь, отмечают, что Банк России уже выработал компромиссное решение по итогам переговоров с участниками рынка, и изучит письмо ритейлеров после его получения. Коридором в 0,2-0,7% недовольны не только ритейлеры, но и банкиры: они считают тариф слишком низким и заявляют, что он "отбивает у эмитентов карт интерес развивать услугу".

Точка