Чем опасна легализация карпулинга
Законопроект Минтранса о регулировании рынка совместных поездок, или карпулинга жестко раскритиковали в Объединении автопассажирских перевозчиков (ОАП). Там считают, что документ грозит рисками в сфере безопасности и прав потребителей.
Напомним, законопроект Минтранса предлагает ограничить двумя число поездок в сутки для водителей карпулинговых сервисов и пятью - число пассажиров каждой поездки. Перевозки должны осуществляться не для извлечения прибыли, а в случае признания их коммерческими перевозчик может быть заблокирован. Расчеты между попутчиком и водителем должны будут проводиться только в безналичной форме через онлайн-сервис.
В своем отрицательном отзыве (направлен в Минтранс), представители ОАП указывают, что в предложенном виде законопроект опасен не только для системы пассажирских перевозок, но и в целом для системы гражданско-правовых отношений по предоставлению услуг гражданами, налогообложению и защите прав потребителей.
Так, в правоотношениях между водителем и попутчиками в карпулинговых поездках последние не смогут рассчитывать на закон «О защите прав потребителей», предупреждает ОАП, предлагая отдельно закрепить тот факт, что такая поездка осуществляется «на страх и риск» пассажира. Возможность блокировки аккаунтов водителей-нарушителей в ОАП сравнивают со «стрельбой из пушек по воробьям». Там полагают, что для повышения доходов недобросовестные перевозчики смогут регистрировать несколько аккаунтов и использовать документы на различные транспортные средства.
Кроме того, в проекте закона нет главного - деталей по монетизации перевозчика. Есть очень общая фраза, что стоимость проезда не должна превышать стоимости бензина и платных дорог. Иными словами, если у водителя пять попутчиков, он вполне может взять с них стоимость поездки, умноженную на пять.
Получится, что псевдонекоммерческие перевозчики легализуются, а BlaBlaCar продолжит быть главным агрегатором и крупнейшим сервисом пассажирских перевозок, указывают некоторые из опрошенных «Коммерсантом» экспертов.
Другие считают, что в целом законопроект закрепляет разумные требования к платформам и водителям, но при этом в серой зоне остается возможность международных поездок. Кроме того, «кажутся размытыми» условия блокировки платформ, что может создать риск вольного применения процедуры.
Но и те, и другие сходятся в одном: закон должен отстаивать интересы всех участников рынка - и водителей, и пассажиров. Во многих случаях такой сервис - единственный способ добраться из одного населенного пункта в другой, поэтому изменение законодательства не должно отражаться на доступности услуги.
Мы в социальных сетях