Изъятие единственного жилья признали законным

Девятый арбитражный апелляционный суд своим определением от 05.06.2019 №09АП-23031/2019 оставил без изменения решение о продаже единственного жилья банкрота в рамках взыскания задолженности перед кредитором. Суд установил, что квартира стала таковой в результате его недобросовестных действий.

Гражданин требовал исключить из конкурсной массы принадлежащую ему трехэтажную пятикомнатную квартиру площадью 198 кв. м в Одинцове (Московская область). Он аргументировал это позицией Конституционного суда, согласно которой нельзя взыскать с должника жилье, если оно является единственным. Задолженность гражданина перед единственным кредитором составляет 14,4 млн рублей, а рыночная стоимость квартиры оценивается в 28,6 млн рублей.

Особенность у этого дела такая: еще в 2013 году суды общей юрисдикции признали незаконными сделки, по которым истец передал квартиру бывшей жене по соглашению о разделе имущества. Также было установлено, что с 2004 года должник проживал во Власихе и переехал в спорное жилье в 2015 году, уже в период обращения взыскания на него.

Президиум Мособлсуда в 2016 году отказался признать квартиру единственным жильем гражданина. Суд пришел к выводу, что она стала единственным жильем в результате недобросовестных действий должника.

Арбитражные суды трех инстанций поддержали позицию должника, однако коллегия Верховного суда отменила их судебные акты и поручила арбитражу Москвы оценить доводы кредитора (в частности, о недобросовестном поведении должника и злоупотреблении правом), что, собственно говоря, и было сделано - при повторном рассмотрении дела арбитраж разрешил обратить взыскание на квартиру.

Точка