Бухгалтерские документы надо будет заверять двумя ЭЦП?

Правительственные поправки в законодательство об электронной цифровой подписи предусматривают, что юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут получать усиленную квалифицированную электронную подпись исключительно в удостоверяющем центре Федеральной налоговой службы; банки, платежные системы и другие финансовые организации - в удостоверяющем центре Банка России; а госслужащие - в удостоверяющем центре Федерального казначейства.

Еще одно изменение - документы предлагается подписывать не одной, а двумя усиленными квалифицированными подписями одновременно. Руководитель организации должен будет ставить на документе подпись юридического лица и личную цифровую подпись как физического лица.

Бизнес уже раскритиковал законопроект. Против поправок выступил и Сбербанк. Общее недоволсьтво «озвучено» в совместном письме крупнейших ретейлеров и производителей потребительских товаров премьер-министру Дмитрию Медведеву.

По мнению «обращенцев», наличие единственного удостоверяющего центра, выдающего сертификаты всем юрлицам и индивидуальным предпринимателям, в случае возникновения технических проблем может привести к тому, что «деятельность организаций будет парализована». А существующая сейчас система из множества аккредитованных удостоверяющих центров позволяет минимизировать эти риски.

Необходимость же использования сразу двух подписей повлечет затраты на модернизацию информационных систем организаций, чтобы они могли одновременно проверять несколько электронных подписей на одном документе, указали авторы письма, не уточнив оценку предполагаемых расходов. Предложенная схема также вдвое увеличит время обработки и проверки запроса внешними системами при подписании документа, считают авторы обращения.

«Предложенная в законопроекте «монополия» порождает риски возможности блокировки операционной деятельности хозяйствующих субъектов и риски для стабильности предпринимательской деятельности, а необходимость использовать одновременно две усиленные квалифицированные подписи может привести к замедлению электронного документооборота и высоким затратам на модернизацию информационных систем. Кроме того, появляется риск нарушения личных прав граждан, так как их персональные данные могут быть скомпрометированы из-за обязанности использовать личные электронные подписи для служебных целей», — говорит источник РБК в одном из крупных банков.

Точка