Налогообложение финансовой помощи для КФХ
Средства в виде финансовой помощи, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством (КФХ), применяющим ЕСХН или УСН, на создание и развитие собственного бизнеса, подлежат включению в состав налогооблагаемых доходов. Эти средства не являются грантами в целях статьи 251 Налогового кодекса. Поэтому их нужно учитывать в установленном порядке в качестве внереализационных доходов в рамках применяемых спецрежимов. Письмо ФНС от 12 августа 2014 года № ГД-4-3/15825@ о направлении в нижестоящие налоговые органы письма Минфина России от 21 июля 2014 года № 03-04-07/35645.
Федеральное законодательство, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предусматривают разные виды поддержки малым и средним предприятиям, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность (ст. 25 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). Это могут быть гранты, получаемые главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, суммы единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера и гранты на развитие семейной животноводческой фермы, а также субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. Эти виды финансовой помощи освобождаются от налога на доходы (п. 14.1, 14.2 ст. 217 НК РФ), если деятельность КФХ ведется с применением общей системы налогообложения.
Однако КФХ могут работать как на общей системе, так и на спецрежимах в форме УСН и ЕСХН. Учет доходов от реализации и внереализационных доходов они ведут соответственно на основании статей 249 и 250 Налогового кодекса, а отдельные виды доходов, перечисленные в статье 251 Налогового кодекса, не включают в налогооблагаемую базу. Среди не облагаемых налогами доходов упомянуты и гранты, однако к таковым не относятся средства, полученные КФХ, применяющие спецрежимы, на создание и развитие собственного бизнеса. В целях статьи 251 Налогового кодекса грантами признаются денежные средства или иное имущество, если их передача (получение) удовлетворяет ряду условий. Во-первых, они должны быть предоставлены российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ. Во-вторых, они предоставлены на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан. Поэтому гранты, полученные сельскохозяйственными предприятиями - спецрежимниками на развитие бизнеса, рассматриваются просто как финансовая поддержка, оказываемая в том числе в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации.
Также важно иметь в виду, что полученные суммы учитываются в доходах в особом порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 5 статьи 346.5 и пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса. Они отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных фактических расходов, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Мы в социальных сетях